В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЯМ-ДЕФЕКТОЛОГАМ И РОДИТЕЛЯМ
Учителя-дефектологи играют ключевую роль в обучении и социализации детей с особыми образовательными потребностями. Их задача заключается не только в передаче знаний, но и в создании условий для развития личности ребенка, его эмоционального и социального благополучия. В этом контексте использование игр как метода обучения и коррекции становится особенно актуальным. Игры могут служить мощным инструментом для развития различных навыков, а также для создания комфортной и доверительной атмосферы в классе.
Ваша работа — это настоящая миссия, и мы понимаем, насколько важно поддерживать и развивать навыки детей с особыми потребностями. В этом разделе мы хотим предложить несколько идей и игр, которые помогут вам в вашей практике, сосредоточив внимание на моторике, развитии речи, дыхательных упражнениях и артикуляционных упражнениях.
Дыхательная гимнастика:
Дыхательная гимнастика — это система упражнений, направленных на улучшение функции дыхательной системы, укрепление дыхательных мышц и общее оздоровление организма.
Она выполняет несколько функций:
-
Развитие дыхательной функции: Правильное дыхание является основой для формирования четкой и ясной речи. Дыхательная гимнастика помогает развивать диафрагмальное дыхание, что способствует улучшению голосообразования.
-
Улучшение артикуляции: Упражнения на дыхание помогают укрепить мышцы, отвечающие за артикуляцию, что важно для правильного произношения звуков.
-
Формирование речевого дыхания: Дыхательная гимнастика учит детей правильно распределять дыхание во время речи, что позволяет говорить более плавно и уверенно.
-
Снижение напряжения: Упражнения на дыхание могут помочь снять напряжение и стресс, что особенно важно для детей, испытывающих трудности в общении.
-
Развитие слухового восприятия: Некоторые дыхательные упражнения могут быть связаны с ритмом и интонацией, что способствует развитию слухового восприятия и музыкальности речи.
-
Улучшение концентрации и внимания: Дыхательные практики помогают детям сосредоточиться и лучше воспринимать информацию, что важно для успешного обучения.
Правила выполнения упражнений для развития речевого дыхания:
- Выполнять упражнения ежедневно, только тогда будет толк в ваших занятиях.
- Постепенно увеличивать время проведения занятий от 1-2 минут до 5-10 минут.
- Лучше делать упражнения на свежем воздухе (особенно летом). Если нет такой возможности – позаботьтесь проветриванием помещения.
- При выполнении заданий контролируйте своего ребёнка. Выдох должен осуществляться через рот, вдох — через нос. Ребёнок не должен поднимать плечи и надувать щёки. Выдох должен быть длинным и плавным. Губы лучше немного округлить/вытянуть.
- Дыхательные упражнения очень утомительные и могут вызвать даже головокружение, поэтому давайте отдохнуть ребёнку, не перегружайте его, чередуйте с другими видами деятельности.
Примеры игр:
- «Задуй упрямую свечу» — в правой руке держать цветные полоски бумаги; левую ладонь положить на живот; вдохнуть носом, надуть живот; затем длительно выдыхать — «гасить свечу».
- «Паровоз» — ходить, имитируя согнутыми руками движения паровоза, произнося при этом «чух-чух» и изменяя скорость движения, громкость и частоту произношения.
- «Пастушок» — подуть в небольшую дудочку как можно громче, чтобы созвать разбежавшихся в разные стороны коров (вдох через нос, надуть живот, длительный выдох)
- «Аист» — стоять прямо, поднять руки в стороны, одну ногу, согнув в колене, вынести вперед и зафиксировать положение, удерживая равновесие; вдох через нос, на выдохе опустить ногу и руки, тихо произнося «ш-ш-ш» (6-7 раз).
- «Маятник» — сесть по-турецки, руки на затылке; спокойно вдохнуть (пауза 3 сек), наклониться вперед – выдох, возвратиться в исходное положение – вдох. Повторить 3 – 4 раза.
- «Шарик» — представить себя воздушным шариком; на счет 1, 2, 3, 4 сделать четыре коротких вдоха (надуть живот) и задержать дыхание. Затем на счет 1 – 5 медленно выдохнуть через рот.
- «Каша» — вдыхать через нос, на выдохе произнести слово «пых» не менее 6 раз.
- «Ворона» — сесть прямо, поднять руки через стороны вверх – вдох, медленно опустить руки – выдох. На выдохе произнести: кар-р-р! (6 раз)
- «Покатай карандаш» — вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по столу круглый карандаш.
- «Греем руки» — вдыхать через нос и плавно выдыхать через рот на руки, как бы согревая их.
- «Сбор урожая» — встать прямо, поднять руки вверх, чтобы достать яблоки – вдох (пауза 3 сек). Опустить руки, наклонить корпус вперед и вниз – выдох. Повторить 3 – 4 раза.
- «Комарик» — сесть, ногами обхватить ножки стула, руки поставить на пояс. Вдохнуть, медленно повернуть туловище в сторону; на выдохе показать, как звенит комарик – «з-з-з»; вернуться в исходное положение. Новый вдох – и поворот в другую сторону.
- «Шину прокололи» — сделать легкий вдох, выдыхая, показать, как медленно выходит воздух через прокол в шине – «ш-ш-ш».
- «Снег» — сделать вдох через нос и подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать щеки, при выполнении этого упражнения.
- «Кораблики» — наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Можно использовать пластмассовые капсулы от «киндер-сюрпризов» или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами.
- «Футбол» — соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок дует на шарик, стараясь загнать его в ворота.
- «Дудочка» — высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька. Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.
Приучите ребёнка пить его повседневные напитки через трубочки. Но это ещё не всё: в стакан можно налить простой воды и устроить бурю в стакане, выдыхая воздух через трубочку. Эта игра очень нравится детям. Можно посоревноваться, у кого буря в стакане будет сильнее.
Задувание свечи. Будьте осторожны, выполняя это упражнение! Можно задувать свечу с разного расстояния, можно воздушной струёй наклонять пламя. Самое интересное, что дети, когда видят, что зажглась свечка, успокаиваются; можно начать говорить шепотом, создавая таинственную атмосферу (очень эффектно делать это когда стемнеет).
Губные гармошки, дудочки, выдувные язычки, свистульки из производства народных промыслов – дети от них в восторге. Не забудьте о надувании воздушных шариков.
Не следует ставить цель выполнить все упражнения сразу. Можно выполнять несколько хорошо знакомых, постепенно дополняя их новыми, или менять, разбив по дням недели.
Наглядный пример упражнений:
Видеоролик по выполнению дыхательной гимнастики
Игры на дыхательную гимнастику
Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика для детей – это удивительный и эффективный комплекс упражнений, специально разработанный для развития и укрепления мышц речевого аппарата. Каждое упражнение, подобно маленькому магическому ритуалу, направлено на то, чтобы улучшить дикцию, сделать речь четкой и выразительной.
Но артикуляционная гимнастика – это не просто набор механических упражнений. Это целое приключение, которое помогает ребенку подготовиться к освоению новых звуков и слов, открывая перед ним дверь в мир правильной и красивой речи. Представьте, как ваш ребенок с радостью выполняет эти упражнения, превращая их в забавную игру. Постепенно, шаг за шагом, он овладевает искусством речи, становясь увереннее и более выразительным в общении.
Виды артикуляицонных упражнений:
Артикуляционная гимнастика представляет собой многообразие упражнений, каждое из которых имеет свою уникальную цель и характер. Этот волшебный мир можно разделить на два больших раздела: статические и динамические упражнения.
1. Статические упражнения – это медитативные практики для языка и губ. Язык становится скульптором, создающим форму и удерживающим её, как художник над мраморной статуей. Важно удерживать позу языка или губ в течение нескольких секунд, порой до минуты. Эти тренировки развивают мышечную память и устойчивость, помогая речевому аппарату привыкнуть к правильным позициям для воспроизведения звуков.
2. Динамические упражнения полны движения и энергии, напоминают танец, где язык и губы исполняют сложные «па». Важно развивать скорость, гибкость и точность. Язык совершает вращения, поднимается и опускается, делает круговые движения. Представьте, что ваш язык – это акробат, выполняющий трюки на арене цирка.
В основе успешной артикуляционной гимнастики лежат несколько принципов:
1. Регулярность. Каждое занятие, даже если оно длится всего несколько минут, подобно капле воды, падающей на камень – постепенно, но уверенно оно формирует устойчивые навыки. Ежедневные тренировки способствуют укреплению мышц речевого аппарата и улучшают координацию движений. Важно не делать больших перерывов, чтобы достигнутые результаты закреплялись и становились постоянными.
2. Игровая форма занятий. Превращение упражнений в увлекательную игру помогает удерживать внимание ребенка и делает процесс обучения радостным и непринужденным. Примеры игр:
- Упражнение «Лошадка», где ребенок цокает языком.
- Упражнение «Рыбка», имитирующая движения губ.
Такая форма занятий не только эффективна, но и способствует положительному эмоциональному восприятию гимнастики.
3. Наглядность. Использование зеркала или видео для показа правильного выполнения упражнений помогает ребенку самостоятельно контролировать и корректировать свои движения. Примеры наглядных пособий:
- Зеркало, которое позволяет ребенку видеть свои движения.
- Видео с демонстрацией упражнений взрослым.
4. Удобство. Упражнения должны быть удобными и комфортными для выполнения. Важно начинать с простых движений, чтобы ребенок не испытывал трудностей и не терял интереса. Постепенное усложнение упражнений позволяет ему шаг за шагом овладевать новыми навыками, не испытывая перегрузки. Это как восхождение на гору: сначала идут легкие подъемы, затем более сложные, и только после этого – вершина.
5. Постепенное усложнение. Переход от простых к более сложным упражнениям – это мудрая стратегия, позволяющая избежать перегрузки и стрессов. Она помогает ребенку развиваться постепенно, укрепляя уверенность в своих силах. Начав с простых упражнений, таких как «Лопатка» или «Пятачок», ребенок постепенно переходит к более сложным, таким как «Гармошка» или «Барабанщик». Это создает прочную основу для дальнейшего развития и позволяет достигать высоких результатов.
6. Целесообрасность. Каждое упражнение должно быть направлено на решение конкретных проблем ребенка. Важно подбирать задачи, которые соответствуют его индивидуальным потребностям и способностям. Не стоит перегружать его ненужными движениями, которые не приносят пользы. Вместо этого, акцент следует делать на тех упражнениях, которые помогут исправить конкретные недостатки произношения или укрепить определенные мышцы речевого аппарата.
Следуя этим принципам, вы создадите благоприятные условия для успешного развития речевых навыков вашего ребенка. Артикуляционная гимнастика станет не только полезной, но и увлекательной частью его повседневной жизни.
Приемы гимнастики:
- «Дудочка». Вытянуть губы вперёд, словно собираясь подуть в дудочку. Удерживать позицию 7-15 секунд.
- «Заборчик». Улыбнуться, широко раскрыв рот и показав верхние и нижние зубы. Удерживать губы в натяжении и считать до десяти.
- «Кролик». Поднять верхнюю губу так, чтобы были видны верхние зубы, как у кролика. Повторить это движение несколько раз.
- «Злая лошадка». Сжать зубы и поднять верхнюю губу, обнажая десны, как будто лошадь скалится. Удерживать эту позу 5 секунд.
- «Пятачок». Сжать губы в круг, как будто пытаясь сделать пятачок, и задержать эту позу на 7 секунд.
- «Лошадка». Цокать языком, как скачущая лошадка. Повторить движение 12-15 раз.
- «Грибок». Поднять язык к небу и прижать его верхнюю часть, как будто грибок приклеился к небу. Удерживать эту позу 10 секунд.
- «Гармошка». Открыть рот, удерживая язык на нижней губе, как гармошка. Затем закрыть рот, не убирая язык. Повторить несколько раз.
- «Лопни шарик». Надуть щеки и держать воздух внутри, затем «лопнуть шарик», резко выпуская воздух.
- «Хомяк». Надуть щеки и держать воздух, словно хомяк, который спрятал еду в щеках. Удерживать 7-15 секунд.
- «Рыбка». Сжать губы так, чтобы они втянулись внутрь, как у рыбки. Удерживать эту позу несколько секунд.
- «Лопатка». Расслабить язык и положить его на нижнюю губу, удерживая в этом положении.
- «Иголка». Вытянуть язык вперед, как иголку, и удерживать его в этой позе.
- «Часики». Двигать языком из стороны в сторону, как маятник часов.
- «Чашечка». Поднять язык и выгнуть его края, чтобы получилась чашечка. Удерживать несколько секунд.
- «Фокус». Завернуть язык назад, пытаясь дотронуться до неба кончиком языка.
- «Вкусное варенье». Облизывать верхнюю губу, как будто слизывая вкусное варенье.
- «Маляр». Облизывать зубы сверху вниз, как будто красите их кисточкой.
- «Чистим зубки». Имитировать чистку зубов языком, двигая его по верхним и нижним зубам.
- «Обезьянка». Опустить нижнюю губу и показать нижние зубы, как обезьянка.
- «Бульдог». Сжать зубы и вывернуть нижнюю губу вперед, как у бульдога.
- «Кружок». Сделать языком круговые движения внутри рта, касаясь верхних и нижних зубов.
- «Парус». Вытянуть язык вперед и поднять его вверх, как парус на ветру.
- «Качели». Поднимать язык к носу, затем опускать его к подбородку, повторяя движения.
- «Барабанщик». Постучать языком по верхним зубам, как барабанщик.
- «Месим тесто». Делать круговые движения языком внутри рта, как будто месите тесто.
- «Покусаем язычок». Осторожно покусывать язык, удерживая его между зубами.
- «Где конфета?». Прятать язык за щекой, как будто ищете конфету.
- «Индюк» («Болтушка»). Вытянуть язык и двигать им вверх-вниз, как болтушка у индюка.
- «Пароход гудит». Вытянуть губы трубочкой и произнести «у-у-у», как пароход гудит.
Наглядный пример упражнений:
Эти упражнения помогут развить и укрепить артикуляционные мышцы, улучшить произношение и сделать речь вашего ребенка более четкой и понятной. Главное, не забывайте о регулярности и позитивном подходе к занятиям!
Видеоролик по выполнению артикуляционной гимнастики
Игры на артикуляционную гимнастику
Речевые игры по дороге домой
Все родители мечтают о том, чтобы их дети добились в жизни значительных успехов, сделали блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы чувствовали себя в обществе других людей свободно и уверенно.
Неполноценная речь отрицательно сказывается на развитии ребёнка, сдерживает формирование познавательных процессов, порождает отрицательные черты характера. Возникают проблемы с адаптацией к школьной жизни.
Дефект одной из цепочек в речевой системе влечёт за собой вторичные и третичные нарушения: общее недоразвитие речи, нарушение процессов письма и чтения, нарушение памяти, низкую концентрацию внимания, нарушение словесно-логического мышления.
Важнейшим условием для того, чтобы ребёнок овладел правильной речью, является та речевая атмосфера, в которую он погружён с первых дней своего существования. Поэтому для овладения грамотной речью неоценимо важна роль семьи.
Играя, ребёнок обогащает свой словарный запас, расширяет кругозор, развивает связную речь, у него формируется грамотность, создаются предпосылки письма.
Предлагаемые ниже игры и упражнения способствуют активизации речевого развития детей. В эти игры можно играть с детьми на кухне, по дороге из детского сада, собираясь на прогулку, идя в магазин, на даче, перед сном и т.д:
1. "Слово на ладошке". Назвать слова, которые находятся у Вас в кармане, на потолке, на лице и т.д.
2. "Объясни словечко". Предложите ребёнку объяснить значение слов: подосиновик, боровик, сыроежка, поганка, подберёзовик, моховик, мухомор, рыжик (по теме «Грибы)
3. "Что бывает?". Подобрать к прилагательному согласованное с ним в роде, числе, падеже существительное.
Красный -… дом, помидор.
Зимняя -… одежда, рыбалка.
Домашнее -… печенье, задание.
4. "Общие слова".
1-й вариант. Ребёнок должен назвать фрукты…, мебель…, птиц…, овощи…, одежду…
2-й вариант. Ребёнку предлагается назвать одним словом: сосна, берёза, клён – это…
5. "Четвёртый лишни"». Ребёнок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему ваза- роза- нарцисс- гвоздика.
6. "Посчитай". Считаем всё, что можно посчитать. Например: одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок. Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, два красных яблока… пять красных яблок и т.д.
7. "Скажи наоборот". Взрослый называет какое-либо слово, а ребёнок подбирает «слово наоборот».
Существительные: смех- …, лето- …, день- …, холод- …, север - … и т.п.
Глаголы: пришёл- …, нырнул- …
Прилагательные: широкий - …, маленький- …, богатый -… и т.п.
Наречия: далеко -…, высоко- …
8. "Большой - маленький". Ребёнку предлагается назвать ласково, например, ложка - ложечка, стул- стульчик и т.д. В темах «Дикие и домашние животные» это могут быть названия детёнышей, а могут быть и ласкательные слова: лисонька, заинька, коровушка.
9. "Назови, какой...". Образование прилагательных. Например, сок сделан из яблок, значит он яблочный, варенье из яблок - яблочное и т. д.
10. "Подумай и ответь". Предлагайте детям словесные логические задачи. Например: «Кого в лесу больше: ёлок или деревьев?»
Наглядный пример упражнений:
Видеоролик с примерами речевых игр
Игры на развитие грамматического строя речи
Игровые приёмы по автоматизации звуков в слогах
Автоматизация звука в слогах — важный, но мало интересный для ребенка вид работы, заключающийся в многократном повторении за учителем-дефектологом. Если к этому процессу подключить зрительный, слуховой и тактильный анализаторы, дело пойдет быстрее, так как даст возможность развивать слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику пальцев руки, что стимулирует действие речевых зон коры головного мозга, и умение свободно и правильно использовать поставленный звук в слогах.
Предлагаем следующие упражнения на автоматизацию звука в слогах:
1. Каждый палец здоровается с большим пальцем. При соприкосновении произносить слог с автоматизируемым звуком. Все движения выполнять обеими руками одновременно и попеременно.
2. Загибать поочередно пальцы и произносить слоги: указательный- са, средний- со, безымянный- сы, мизинец- су.
3. Сгибать кисти в кулак и разгибать, одновременно произнося слоги.
4. Поставить ладони на стол, сжимать и разжимать пальцы, произнося слоги.
5. Произносить слоги, надавливая подушечками пальцев одной руки на пальцы другой.
6. Проговаривать слоги: ло, лу, лы, ыл, ул, наматывая клубочек ниток.
7. «Показать», как ползет крокодил, как плавает рыбка. Провести карандашом прямую, волнистую линии, одновременно проговаривая слоги: ал,ол,ул, ыл.
8. Скажи столько раз слог ла, сколько перед тобой игрушек.
9. Выбери красные фишки и скажи столько же раз слог ла.
10. Дидактическая игра «Накрой на стол». Назвать продукты питания и посуду, изображенные на картинке. Объединить (провести линии) предметы а пары. Проводить линии, произнося слоги: ра, ро, ру, ры. Назвать продукты и посуду, в которой они хранятся.
Наглядный пример упражнения:
Данные упражнения позволяют превратить автоматизацию звуков в слогах в увлекательную и эмоциональную игру.
Видеоролик с примерами игр на автоматизацию звуков
Речевой материал для автоматизации свистящих звуков [C'] [З] [З'] [Ц]
Речевой материал для автоматизации шипящих звуков [Ш] [Ж] [Ч] [Щ]
Речевой материал для автоматизации сонорных звуков [Р] [Р']
Речевой материал для автоматизации сонорных звуков [Л] [Л']
Нейроигры и нейроупражнения
Мозг - один из важнейших органов человека. Клетки мозга выполняют сложную и разнообразную работу. Благодаря им мы говорим, читаем, пишем, слышим, видим, перемещаемся в пространстве. Мозг как мышцы, и если мы его тренируем, то постепенно он становится сильнее.Ему нужна трудная работа. Но трудности должны быть индивидуальными. Решению этой задачи служат нейроигры и нейроупражнения.
Что же это такое? Почему они эффективны?
Нейроигры – это системы упражнений, игр на развитие внимания, памяти, восприятия, мышления, речи, крупной и мелкой моторики. Нейроигры включают в себя различные движения руками, ногами, проговаривание, рисование, которые заставляют оба наших полушария активно работать. В процессе выполнения таких игр и упражнений привычные задачи мозг решает непривычным способом. Преимущество нейроигр заключается в том, что они увлекательны и интересны.
Вашему вниманию представляем примеры таких игр и упражнений:
1. Двойные рисунки
Этот цикл упражнений состоит из симметричных рисунков, которые надо обводить одновременно двумя руками. Важно, чтобы руки обводили картинку одновременно. Если одна из рук остановилась, нужно этот момент проконтролировать и возобновить процесс обведения уже совместно правой и левой рукой. Такая нестандартная техника творчества активизирует сразу оба полушария головного мозга. Ребёнок учится глазами контролировать то, что делают руки и координировать этот процесс. В школьном возрасте данную технику можно использовать для профилактики нарушений чтения и письма.
2. Игры-путаницы
Взрослый говорит какое-то действие, а сам делает что-то другое. Например, нужно положить руку на бок, а сам поднимает левую руку. Ребёнок должен выполнить движение по словесной инструкции.
3. Игры с массажным мячиком
Обе руки одновременно выполняют свою задачу: правая рука катит мячик вверх, в это время - левая катит вниз. Упражнение можно усложнить: правая рука катает мячик по стрелке вверх-вниз, левая - по кругу.
4. Игры с мелкими предметами
Нужно собрать в стаканы мелкие предметы (детали конструктора, шарики, пуговицы) двумя руками одновременно с помощью ложек (щипцов, прищепок). Возможен такой вариант игры: надо переложить в две емкости чёрные и красные пуговицы, используя две руки. Например, правой рукой выбираются чёрные пуговицы, левой – красные.
5. Кулак-Ладонь
Перед ребенком карточка с геометрическими фигурами: круг и прямоугольник. Вместе с педагогом ребенок выполняет действия, где круг - кулак, прямоугольник - ладонь.
6. Нейротаблица на внимание
В данных играх необходимо одновременно двумя руками находить одинаковые объекты слева и справа. Объекты могут быть абсолютно разные: фигуры, буквы, цифры, дикие, домашние животные и т.д.
7. Двойная игра
Выглядит как два зеркально отраженных лабиринта. Ребенку нужно передвигать два бегунка одновременно.
8. Зачеркни геометрическую фигуру
Ребёнку предлагается в левую и правую руку взять фломастер и одновременно двумя руками зачеркнуть только квадраты или только треугольники и т.д. Затем усложняем: в квадрате нужно написать знак минус, в круге знак плюс, в треугольнике точку.
9. Игра с ладошками по автоматизации звука
Ребёнку необходимо называть слово с отрабатываемым звуком, при этом выполняя какое-либо действие ( поднять руку, нажать на кнопку, хлопнуть в ладоши).
Наглядный пример упражнения:
Использование нейроигр и приёмов способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений: интеллектуальных, речевых, двигательных, поведенческих расстройств и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений. Играйте, не пожалеете!
Видеоролики с примерами нейроигр 1
Видеоролики с примерами нейроигр 2
Развитие мелкой моторики
Развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. Рука, пальцы, ладони — едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности ребёнка.
Что такое мелкая моторика? Каково её значение в развитии ребенка?
Мелкая моторика – это возможность воспроизводить точные и ловкие движения кистью рук и пальцами: умение правильно держать ручку, закрашивать, не выходя за края, штриховать, обводить и т.д.
Кроме того, уровень развития мелкой моторики у ребенка является одним из важных критериев его готовности к школе. И задача взрослых при подготовке его к школе — помочь развить мелкую моторику рук, если этого не произошло раньше.
Какие занятия и упражнения развивают мелкую моторику рук?
1. Массаж и самомассаж.
2. Физические упражнения, например, лазание по лестнице, висение на перекладинах и т.д.
3. Творческие занятия: лепка, рисование, аппликации, вырезание из бумаги, оригами, пальчиковое рисование.
4. Графические задания: обведи по контуру, продолжи ряд, соедини по точкам, сделай штриховку, дорисуй картинку, повтори по клеткам, графический диктант.
5. Игры с мелкими предметами: игры с крупами, с прищепками.
6. Пальчиковые игры со стихами.
7. Игры с песком, крупами, глиной, любыми мелкими предметами и природным материалом.
8. Шнуровка, завязывание и развязывание бантиков, застегивание и расстегивание пуговиц.
9. Конструирование, работа с пазлами, лабиринты, мозаика.
10. Тренировка бытовых навыков.
Наглядный пример упражнений:
❗Важно помнить
Подбирайте такие материалы, упражнения, игры для развития моторики, которые будут интересны ребенку. Любое задание важно выполнять не только максимально старательно, но также непременно с желанием, позитивным настроем.
Видеоролик с примерами игр для развития мелкой моторики
Игры на развитие мелкой моторики
Интерактивные игры
Интерактивные игры — это игры, которые предполагают активное участие игроков и взаимодействие с игровым процессом. Они могут быть как цифровыми (видеоигры, мобильные приложения), так и настольными (карточные игры, настольные игры с элементами взаимодействия)
Примеры игры на:
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА "Цветы"
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА "Насекомые"
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА "Ягоды"
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМУ "Профессии"
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА "Транспорт"
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА "Одежда"
1. "Шкафы"
2. "Один-много"
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА "Обувь"
1. "Чья обувь?"
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМУ "Мебель"
3. "Распредели мебель по комнатам"
Логопедические игры - ЛОГО МИР
Желаем успехов!