Методическая разработка мастер-класса
«Проработка собственной тени. Интеграция отвергаемых частей внутри себя» (с использованием метафорических карт).
Цель: повышение информированности подростка о двойственности «хорошего» и «плохого» в психике человека, принятие отвергаемых частей внутри себя.
Данный процесс требует повышенной способности одновременно удерживать внутри себя противоположные понятия: добро и зло, верно и неверно, и так далее – в себе и интегрировать их в собственную личность.
Для использования могут применяться любые портретные колоды: «Персона», «Архетипы», «Тотемные животные», «Характер и личность» и другие.
Возраст: от 14 лет
Данное мероприятие проводится в форме группового занятия или же индивидуального.
Участники группового занятия располагаются определенным образом в пространстве кабинета: чаще используется форма круга, когда учащиеся располагаются на стульях вокруг парт. Если имеется такая возможность, то лучше использовать мягкие кресла. Данное занятие предполагает создание безопасной и комфортной атмосферы, где каждый учащийся может свободно говорить о своих переживаниях и проблемах, почувствовать себя нужным и получить поддержку. Для успешного проведения данного мероприятия необходима именно такая атмосфера.
Для достижения эффективного результата во время проведения мероприятия могут использоваться различные приемы и техники:
- беседа с элементами консультирования (с применением техник активного слушания);
- дыхательные техники (позволяют регулировать эмоциональное состояние через дыхание);
- техника мышечного расслабления (позволяет убрать телесные зажимы).
Алгоритм:
- Приветствие. На данном этапе психолог приветствует учащегося или учащихся и проводит игровую заминку «Мое настроение похоже на…». Каждый ученик должен продолжить предложение, сказав, на что сегодня похоже его настроение и почему. Используется мягкая игрушка, передаваемая по кругу, когда ученики отвечают. Данное упражнение помогает психологу проанализировать актуальное эмоциональное состояние учащихся.
- Психолог предлагает выбрать две карты из представленной колоды: первая карта – которая нравится, и вторая которая не нравится, отталкивает, вызывает неприятные ощущения.
- Предлагается положить выбранные карты на лист бумаги перед собой. Разделить лист на две части.
- Теперь нужно написать ассоциации с данными картами: в отношении первой карты это могут быть теплые, приятные ассоциации, хорошие качества, к примеру, «доброта», «мудрость», «любовь» и т.п.
В отношении второй карты, неприятные, отталкивающие качества, нехорошие.
- Предлагаем подростку выбрать место реальное или воображаемое, где эти две персоны могли бы встретиться.
- Задаем вопрос «Кто из них заметит другого первым?» Дай им выговориться про себя – кто он, откуда, где живет, чем занимается. Какие у них первые реакции, чувства, мысли по отношению друг к другу?
- Дай им возможность ответить друг другу на реплики.
- Посмотри, где этот диалог затрагивает тебя, имеет ли он к тебе отношение?
Далее идет размышление над процессом и обсуждение. Если применяется в форме групповой работы, не все дети готовы открываться перед остальными учащимися, тогда можно попросить ответить на вопросы письменно. Желающие обсудить свою ситуацию высказываются. Данное мероприятие совмещается с индивидуальными консультациями.