ДЕДОВЩИНА В ШКОЛЕ ИЛИ ШКОЛЬНЫЙ БУЛЛИНГ

Дата: 12 мая 2016 в 21:40, Обновлено 10 апреля 2019 в 13:53

ДЕДОВЩИНА В ШКОЛЕ ИЛИ ШКОЛЬНЫЙ БУЛЛИНГ

О насилии в школе и даже в детских садах было известно уже давно. Начиная с 1905 года, в печати стали появляться первые работы, посвященные этой проблеме, пик которых пришелся на конец сороковых годов прошлого века. На сегодняшний день проблема школьного, и даже детсадовского буллинга, волнует весь мир. В переводе с английского слово буллинг означает хулиган, драчун, насильник… А под самим термином «буллинг», как правило, подразумевают запугивание или же своеобразный физический и психологический террор одних людей по отношению к другим с целью подчинения их себе на почве страха, преднамеренно вызванного преследователями у их жертв. Короче говоря, речь идет о преследователях и жертве, о насильниках и изгоях. Но какие насильники и изгои могут быть в современной школе, а тем более в детском саду, да еще во всех странах. Тем не менее, все это имеет место. И в последние десятилетия школьная дедовщина или же школьный буллинг стали международным термином, подразумевающим под собой совокупность педагогических и социально-психологических проблем. Наиболее распространены два типа буллинга – «непосредственный, физический» и «косвенный» - социальная агрессия. Непосредственный, физический буллинг – это агрессия с физическим насилием. Если преследователь вынуждает жертву пережить различные оскорбительные для неѐ и унижающие еѐ чувство собственного достоинства обстоятельства, говорят о поведенческом буллинге. Когда ребенка унижают всевозможными непристойными словами, обзывая и дразня его, приклеивая издевательские ярлыки, мы имеем дело с словесным буллингом. Поведенческий буллинг тоже может быть основан на различных нюансах вербальной агрессии – от сплетен и интриг до вымогательств и шантажа. Кроме этого, преследователи могут объявить бойкот жертве и на фоне моральных издевательств, совершая различные «пакости», вплоть до похищения тетрадей с домашними заданиями. Как правило, типы буллинга тесно связаны с социальным статусом ученика – жертвы. Однако отверженность ребенка в школе проявляется не только актами насилия или травли, но также и неприятием и игнорированием его. Причем, это неприятие бывает активное и пассивное. И неприятие, и игнорирование лишний раз служат для ребѐнка доказательством того, что он лишний в этом детском коллективе, а если даже и нужен ему, то только в роли козла отпущения. В последние годы появилась новая разновидность школьного буллинга , так называемый кибербуллинг, когда жертва получает оскорбительные послания на свой электронный адрес в Интернете или через другие электронные устройства. Эти насмешки и издевательства одноклассников в виде писем, видео и фотографий влияют на ребѐнка-изгоя не меньше, чем при традиционном школьном буллинге, и нередко могут стать достоянием не только узкого круга людей, но и огромной «аудитории», заглядывающей на различные ссылки на всевозможных сайтах. Поэтому и проблема современного кибербуллинга, появившегося в эру информационных технологий, не менее актуальна, чем проблема обычной школьной дедовщины. Обычно в буллинг вовлечены преследователи и жертвы, между которыми нередко возникают даже своеобразные стабильные отношения, позволяющие одному ребенку властвовать над другим. В связи с этим появились и новые термины – «буллирование» и «виктимизация». При этом «виктимизация» подразумевает под собой всевозможные способы, применяемые одним ребенком для превращения в жертву другого ребенка. Однако в буллинг вовлечены помимо жертвы и булли ( преследователя), как правило, и сторонние наблюдатели, неподверженные физической или вербальной агрессии

КАК ПОМОЧЬ СВОЕМУ РЕБЕНКУ НЕ СТАТЬ ЖЕРТВОЙ ШКОЛЬНОГО БУЛЛИНГА.

Прежде всего, родителям надо знать: 1.Что их ребенок может быть подвержен школьной и даже детсадовской дедовщине. 2. Что дедовщина процветает не только в армии. 3.Что никакой гарантии, что их ребенок не попадет в группу риска по дедовщине, у них нет.

Поэтому любого ребенка, начиная с первого класса, необходимо предупредить, что его могут дразнить и высмеивать одноклассники, и не только дразнить, но и даже бить. Если же в самом деле что-либо из этого с ним вдруг произойдѐт, он тут же, немедленно, должен рассказать об этом учителю и родителям. Для того чтобы как-то предотвратить попадание ребенка в группу риска по школьному буллингу, посоветуйте ему: Не пытаться выделяться среди других, если нет для этого повода. Не хвастаться - не своими успехами, не своими родителями, не своими электронными игрушками. Не зазнаваться. Не задираться. Не показывать свое превосходство над другими. Не демонстрировать свою элитарность. Не ябедничать. Не подлизываться к учителям. Не игнорировать «решения» класса, если они не противоречат нравственным нормам человека, короче говоря, не плыть против течения своего «коллектива». Не давать повода для унижения чувства собственного достоинства. Не демонстрировать свою физическую силу. Не взывать к жалости окружающих в связи со своими хроническими заболеваниями или какими-то физическими дефектами. Не показывать свою слабость. Посоветуйте еще также ему: Найти общий язык с каждым учеником в своѐм классе. Отыскать себе друга среди ровесников. Еще лучше не одного, а сразу несколько настоящих друзей. Приглашать одноклассников в гости. Не пытаться всегда побеждать в своих спорах с ровесниками. Научиться проигрывать и уступать, если он, в самом деле, не прав. Научиться уважать мнение своих одноклассников. Если у Вашего ребенка есть какие-то физические дефекты или хронические заболевания, а также комплексы, необходимо: Стараться «вылечить» их по мере возможности. Предупредить ребенка, что, если даже эти «особенности» и станут причиной неприятия его в классе, то вины его в этом нет, и Вы сделаете все от Вас возможное, чтобы «вылечить» эти комплексы и «дефекты». Предупредить учителей и директора школы об этих «особенностях» ребенка, чтобы они «защищали» его от нападок одноклассников. Рассказать школьному психологу об этих особенностях ребенка. Любыми способами повышать самооценку своего ребенка. Если Ваш ребенок выделяется среди других детей в классе своей одержимостью, объяснить ему, что: Даже самые неординарные способности человека – это не повод для зазнайства и ощущения своего превосходства над другими. Своим даром надо научиться привлекать детей к себе, а не отталкивать их от себя. Одаренность Вашего ребенка должна быть направлена на благо класса и школы, чтобы одноклассники гордились, что они учатся вместе с ним, а не завидовали бы ему ( он должен, благодаря ей , защищать честь школы на олимпиадах, соревнованиях, конкурсах, а не отказываться от участия в этом, мотивируя свой отказ постоянной занятостью). Для того чтобы Ваш ребенок не попал в группу риска по школьному буллингу, Вам желательно: Не настраивать его против школьных мероприятий, даже в тех случаях, когда они Вам кажутся неинтересными и ненужными. Не пытаться выделять своего ребенка среди одноклассников «элитностью» одежды и особой гламурностью. Учить выполнять общие требования для всех детей в классе, вплоть до формы одежды на уроках физкультуры.

КАК ПОМОЧЬ СВОЕМУ РЕБЁНКУ, СТАВШЕМУ ЖЕРТВОЙ ШКОЛЬНОГО БУЛЛИНГА.

Если профилактические меры для попадания Вашего ребенка в группу риска по школьному буллингу не помогли, и школьник оказался жертвой дедовщины, Вы должны: Прежде всего, понять истинную причину происшедшего с ним. Убедиться, что Ваш ребенок стал действительно жертвой школьного буллинга. Сообщить об этом учителю и школьному психологу. Сообща найти пути выхода из сложившейся ситуации. Если ребенок был сильно напуган и потрясен случившимся, не отправлять его на следующий день в школу. При сильно пережитом стрессе попытаться перевести ребенка в другой класс или даже в другую школу. При посттравматическом стрессовом синдроме немедленно обратиться к специалистам. Ни в коем случае не игнорировать случившееся с ребенком и не пускать все на самотек.

ЧТО МОГУТ ПРЕДПРИНЯТЬ РОДИТЕЛИ РЕБЁНКА-ИЗГОЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЕГО АВТОРИТЕТА В КРУГУ РОВЕСНИКОВ.

Научить не бояться своих одноклассников, у которых не меньше проблем, чем у него. Попытаться наладить контакты с учителями и одноклассниками ребенка. Участвовать в классных мероприятиях, в которые вовлекаются и родители. Если у Вас есть какое-то необычное хобби, интересное детям, рассказывать о нем сверстникам ребенка, заражая им их. Ведь если Вы можете часами рассказывать о всевозможных марках автомобилей, то даже самые отъявленные драчуны будут смотреть Вам в рот, и после этого навряд ли уже тронут пальцем Вашего ребенка. Приглашать одноклассников ребенка, и особенно тех, кому он симпатизирует, как можно чаще к себе в гости. Помните, что ребенку-изгою важны не только сторонние наблюдатели, но и люди, не дающие его в обиду. Наряду с педагогами, это может быть и симпатизирующая ему группа детей, составляющая своеобразную буферную зону. А так как акты насилия в школе происходят чаще всего не на виду у педагогов в классе, а на переменах, в школьном дворе и на игровых площадках, то такая «буферная зона» детей сможет помочь ему в подобных ситуациях. Повышать самооценку ребенка. В случаях завышенной самооценки ребѐнка объяснять ему, что это не надо демонстрировать окружающим, что у любого человека есть ахиллесова пята, и если даже он преуспевает, к примеру, в математике, то это вовсе не обязательно, чтобы он преуспевал также и в физкультуре. А если его одноклассник победитель в соревнованиях по лѐгкой атлетике, но с трудом справляется с математикой, то это тоже не означает, что этот ровесник хуже его. Помогать ребенку стать членом классного коллектива, а не просто ходить в школу « за знаниями» или же по принуждению родителей. Не смиряться с участью жертвы, а восставать против этого, привлекая на свою сторону своих друзей. Не показывать свою слабость и свой страх перед насильниками, и вместо рыданий и просьб о помиловании набрасываться на своих преследователей, хотя бы не ожидаемыми ими вопросами, или же озадачивать их своим знанием не самого лестного досье на них, которое желательно собрать ребенку.

КАК НАДО ВЕСТИ СЕБЯ РОДИТЕЛЯМ, УЗНАВШИМ, ЧТО ИХ РЕБЁНОК ЗАЧИНЩИК ШКОЛЬНОГО НАСИЛИЯ.

Как и родителям ребенка-жертвы, понять причину – почему он стал насильником. Помочь осознать ребенку, что агрессия и жестокость – это вовсе не лучшие качества человека и не показатели мужественности. Что настоящий мужчина доказывает свою мужественность не драками и кулаками, а достойным мужским поведением даже в критических ситуациях. Если ребенок стал зачинщиком буллинга из-за повышенной агрессивности, применить необходимые меры для снижения этой агрессивности. Если ребенок стал насильником из-за зависти к школьным успехам своего одноклассника, постараться помочь ему в усвоении тех предметов, которые он усваивает с трудом. Если ребенок стал преследователем в школьном буллинге из-за зависти к высоким материальным возможностям жертвы, разобраться, что он подразумевает под этими материальными возможностями. И если суть проблемы лишь в том, что у жертвы есть современный плеер, а у него нет, подумайте – действительно ли Вы не можете подарить своему ребенку эту модную современную «игрушку» или просто считаете, что она ему не нужна. Если лишь из-за мнения - что «она не нужна», постарайтесь переменить свое мнение, тем более, если подобные плееры есть уже у большинства детей в классе. Родителям надо знать, что у современного ребенка сегодня – современные атрибуты жизни, которых в их школьные годы ещѐ просто не было.

ПОЧЕМУ ВСЁ – ТАКИ ДЕТИ БЫВАЮТ ЖЕРТВАМИ ИЛИ НАСИЛЬНИКАМИ?

И в том, и в другом случае главное - это из-за дефицита родительской любви или неумения мамы и папы показать еѐ должным образом. Кроме этого: Это может быть результат семейных междоусобиц и семейных конфликтов. Это чаще всего дети из семей разведенных родителей или где назревает развод. Это дети одиноких матерей. Безусловно, все вышеперечисленные особенности семей – это не клеймо для ребенка, и не обязательная ступень к состоянию жертвы или насильника в школьном буллинге. Просто вероятность появления детей с вышеперечисленными ролями в таких семьях гораздо выше, чем в благоприятных. Помните, что ребенок подражает Вам, перенимает Ваш стиль жизни и невольно копирует его. Но в других условиях и при других обстоятельствах эти «копии» выглядят по- иному, и как к роли жертвы, так и к роли насильника, может привести ребенка также Ваше жестокое обращение с ним, Ваш гиперконтроль, или же, наоборот, безнадзорность ребенка. И особенно «безнадзорность» при просиживании детей сутками перед телевизором, где агрессия с жестокостью - главные элитные квартиранты, перед которыми все снимают шапки, словно зомби. Ведь они и, в самом деле, «заворожено» зомбируют нас страхом, вызывающим оцепенение души. Ситуация для родителей. Уже третий день Костя не хочет идти в школу, объясняя это тем, что у него болит голова. Но мама не верит ему, потому что в последнее время он всѐ время приходит домой в синяках, говоря, что упал, что нечаянно ударился… В общем, все синяки у него без особых причин. Ну, а мама считает, что Костя почему-то вдруг начал обманывать и, наверное, просто дерѐтся со сверстниками, хотя раньше был скромным тихоней. И поэтому вместо того, чтоб его пожалеть, расспросить поподробнее что с ним случилось. Как бы на месте мамы Кости повели бы себя Вы? 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.