Из опыта работы
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Мы рады представить вам наши самодельные логопедические пособия, разработанные в рамках нашей работы. Эти материалы созданы с любовью и вниманием к потребностям детей, нуждающихся в логопедической помощи.
Наши пособия включают в себя разнообразные игры и упражнения, которые помогут развивать речевые навыки, улучшать артикуляцию и обогащать словарный запас. Мы использовали доступные и безопасные материалы, чтобы сделать занятия не только полезными, но и увлекательными.
Каждое пособие прошло тестирование и получило положительные отзывы от детей и их родителей. Мы уверены, что они станут отличным дополнением к вашей работе и помогут сделать занятия более эффективными и интересными.
1. "Моя Беларусь"
Авторское дидактическое пособие «Моя Беларусь».
Образовательная область: учебный предмет «Человек и мир».
Возрастная категория: дети школьного возраста с ОПФР.
Актуальность и результативность: обучающее пособие в оригинальной форме познакомит учащихся с очертаниями территории Беларуси и её областей, с названиями областных центров и столицы Республики Беларусь, с названиями деревьев, птиц, рыб и животных, с достопримечательностями и названиями крупных рек Беларуси.
Цель изготовления пособия: способствовать развитию интереса учащихся к приобретению знаний о своей Родине.
Задачи:
- Формировать активный словарь учащихся в области учебного предмета «Человек и мир»;
- Формировать умение понимать значение обобщающих слов (Родина, страна, областной город, рыбы, птицы, дикие животные, деревья);
- Углублять знания об особенностях природы Беларуси;
- Развивать эмоционально-позитивное отношение к процессу обучения;
- Развивать мыслительные операции: логическое мышление, целостность восприятия;
- Развивать мелкую моторику рук;
- Воспитывать любовь к Родине, чувство патриотизма.
Методика исользования пособия:
1. «Собери карту»
Цель: формировать представление о территории Республики Беларусь, её столице и областных центрах.
Правила: учащимся предлагается собрать карту Республики Беларусь и назвать областные центры, столицу Беларуси.
2. «Достопримечательности Беларуси»
Цель: формировать представления о достопримечательностях Республики Беларусь.
Правила: из предложенных картинок предлагается выбрать картинки с изображением достопримечательностей той или иной области Беларуси. Объяснить выбор.
3. «Реки Беларуси»
Цель: формировать представление о крупных реках Беларуси.
Правила: обучающимся предлагается подобрать названия рек, расположенных на территории Беларуси и обозначить их на пособии.
4. «Рыбы»
Цель: формировать у учащихся конкретные представления о рыбах, обитающих в реках Беларуси, как об особой группе животных.
Правила: учащимся предлагается выбрать рыб, обитающих в реках Беларуси.
5. «Птицы и животные Беларуси»
Цель: формировать представление о птицах и животных, закрепить знания о перелётных и зимующих птицах, животных обитающих на территории Беларусь.
Правила: из предложенных картинок предлагается выбрать птиц и животных, обитающих на территории Беларуси, назвать и рассказать о них.
6. «Деревья нашего края»
Цель: формировать представления о деревьях нашего края.
Правила: предлагается выбрать картинки деревьев, растущих на территории Беларуси и закрепить их на пособии. Назвать и описать деревья, рассказать о них. Назвать хвойные и лиственные породы деревьев.
Таким образом, знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, используя пособие «Моя Беларусь» учащиеся приобщаются к богатству национальной культуры.
Успешность развития учащихся при знакомстве с родным краем станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путём, то есть через игру, предметную деятельность.
2. "Логоковрик"
Цель использования данного пособия заключается в комплексном развитии познавательной и физической активности детей младшего школьного возраста. Важно создать условия, способствующие гармоничному развитию ребенка, что включает в себя как умственные, так и физические аспекты.
Задачи, которые мы ставим перед собой, можно разделить на несколько ключевых направлений:
-
Развитие восприятия:
- "Логоковрик" помогает развивать зрительное, слуховое, цветовое и пространственное восприятие детей. Это поможет им лучше ориентироваться в окружающем мире, различать цвета, формы и звуки, что является основой для дальнейшего обучения и познания.
-
Стимулирование познавательных способностей:
- Важной задачей является развитие интереса и любознательности у детей. Мы будем поощрять их воображение и творческую активность через пособие, которые помогут им открывать новое и исследовать мир вокруг.
-
Развитие моторики и тактильной чувствительности:
- В пособии представлены различные материалы, такие как пуговицы и синельная проволока, для развития тактильной чувствительности. Это поможет детям развивать мелкую моторику, что является основой для формирования «ручного интеллекта» и навыков, необходимых в повседневной жизни.
-
Воспитание усидчивости и самостоятельности:
- Важно также воспитывать у детей усидчивость и самостоятельность. Мы будем создавать ситуации, в которых дети смогут самостоятельно принимать решения, работать над задачами и доводить начатое до конца, что способствует формированию ответственности и уверенности в своих силах.
При помощи лэпбука формируем у детей понятия один, много, ни одного, развиваем умение ориентироваться в пространстве: слева, справа, вверху, внизу.
Таким образом, комплексный подход к развитию познавательной и физической активности детей младшего школьного возраста позволит создать прочную основу для их дальнейшего обучения и личностного роста.
3. "Пособие по развитию речи"
Цель пособия заключается в развивитии связной речи, словесно-логического мышления, зрительного внимания, наблюдательности и мышления.
Задачи:
-
Развитие связной речи: Учащиеся должны научиться формулировать свои мысли и идеи, используя правильные грамматические конструкции. Это можно достичь через обсуждение результатов выполнения заданий и совместное составление предложений.
-
Словесно-логическое мышление: Упражнения на образование множественного числа помогут детям понять, как слова изменяются в зависимости от количества, что способствует развитию логического мышления.
-
Зрительное внимание и наблюдательность: Использование карточек и картинок поможет детям развивать внимание к деталям и улучшить навыки наблюдения. Они должны будут внимательно рассматривать изображения и находить соответствия между единственным и множественным числом.
-
Мышление: Задания на сопоставление и преобразование слов помогут развивать аналитические способности, так как дети будут вынуждены думать о правилах образования множественного числа.
Методика исользования пособия:
-
Образование множественного числа: Использование карточек-заданий из пособия, где представлены слова в единственном числе, и учащиеся должны преобразовать их в множественное число. Например, карточка с изображением "яблоко" — "яблоки".
-
Дидактическая игра «Один — много»: В этой игре дети будут работать по образцу. Например, учитель говорит: "Наступил осенний день" — и дети должны ответить: "Наступили осенние дни". Это упражнение поможет закрепить правила образования множественного числа и развить навыки устной речи.
-
Самоконтроль: После выполнения заданий учащиеся могут проверять свои ответы, используя карточки с правильными ответами. Это поможет им развивать умение осуществлять самоконтроль и анализировать свои ошибки.
Оборудование:
- Картинки со словарными словами;
- Карточки-задания;
- Карточки со словосочетаниями;
- Словами-признаками;
- Памятки.
Данное пособие направлена на комплексное развитие речевых и мыслительных навыков у детей. Использование игровых методов и наглядных материалов делает процесс обучения более увлекательным и эффективным.
4. ЛЭПБУК "Весна" и "Зима"
Цель пособия заключется в закрепить знания учащихся с ОПФР о зиме и весне.
Задачи:
- Повышать познавательный интерес детей;
- Способствовать развитию памяти, речи, мышления через упражнения;
- Расширить и закрепить знания детей о диких животных и птицах в зимний период;
- Расширять знания и систематизировать знания учащихся об изменениях в
природе с приходом весны; - Воспитывать эмоционально-положительное отношение к красоте окружающей природы.
Содержание лэпбука :
- Карточки на тему: «Зимующие птицы». Соотнести загадки с картинками озиме.
- Карточки (на липучке) признаки зимы.
- Карточки с описанием на тему: «Весенние цветы».
- Соотнести загадки с картинками о весне.
Методика исользования пособия:
- Игра на внимание: «Зимние забавы». Алгоритм одевания зимой и т.д.
- Игровое упражнение «Зимующие птицы». Цели: закрепить знания детей о зимующих птицах и их названия, активизировать речь учащихся. Учащиеся отбирают картинки с зимующими птицами. Затем педагог называет птицу, а один из учащихся описывает птицу, не видя её изображение.
- Дидактическая игра «Признаки зимы». Цели: учить детей называть признаки зимы; развивать мышление, память, внимание. Учитель говорит первое слово, а учащиеся подбирают подходящее по смыслу слова и показываю карточку с соответствующей картинкой из лэпбука. Удари
ли...(морозы). Хрустит...(снег). Бушует...(вьюга). Замерзли...(реки) и т.д.
- Развивающие задания: «Весенние явления природы».
- Игра на внимание: «Найди 7 отличий».
- Календарь погоды весной (метеостанция) и т.д.
Содержание лэпбука может меняться, может дополняться новой информацией по мере усвоения детьми предложенного материала.
5. Лэпбук «Удивительная математика»
Цель: формирование у учащихся представлений о форме, величине, счёта,времени, развитие элементарных математических представлений через реализацию системы работы с помощью лэпбука.
Задачи:
- Закреплять знание состава числа; о геометрических фигурах;
- Развивать познавательный интерес, творчество, коммуникативные навыки ребёнка;
- Учить ориентироваться по времени.
Содержание: Дидактический материал лэпбука разложен по кармашкам, конвертам, складным листам и содержит дидактические игры, загадки, геометрическое лото, игры-задания на развитие логического мышления, математические раскраски, математические пазлы, карточки плоских и объёмных
геометрических фигур, часовой циферблат, загадки, пословицы и поговорки про цифры, игра «Колумбово яйцо», игра «Собери фигуры».
6. Посбие "Мир домашних животных"
Цель использования игры "Мир домашних животных" заключается в развитии у детей навыков восприятия, анализа и синтеза информации через взаимодействие с разрезными картинками животных, развитие мелкой моторики и логического мышления.
Основные приемы использования игры могут включать:
-
Развитие моторики: Дети учатся манипулировать элементами игры, что способствует развитию мелкой моторики рук.
-
Упражнения на внимание и память: Игра требует от детей сосредоточенности и запоминания, как выглядят целые картинки, что развивает их внимание и память.
-
Обучение распознаванию животных: Дети знакомятся с различными домашними животными, их внешним видом и особенностями, что способствует расширению их кругозора.
-
Стимулирование творческого мышления: Дети могут экспериментировать с комбинациями частей картинок, создавая новые образы и развивая воображение.
-
Социальные навыки: Игра может быть использована в группах, что способствует развитию навыков общения и сотрудничества между детьми.
-
Обсуждение и описание: В процессе игры можно задавать вопросы о животных, их привычках и среде обитания, что развивает речевые навыки и умение выражать свои мысли.
Таким образом, игра "Мир домашних животных" является многофункциональным инструментом для обучения и развития детей, сочетая в себе элементы игры и образовательные задачи.
Авторское пособие для учителей-дефектологов представляет собой важный инструмент, способствующий повышению качества образования детей с особыми потребностями. В нем собраны современные методики, практические рекомендации и примеры успешного опыта, что позволяет педагогам эффективно адаптировать учебный процесс под индивидуальные особенности каждого ученика.
Пособие не только обогащает профессиональные знания учителей, но и вдохновляет их на внедрение инновационных подходов в работу. Оно способствует формированию более глубокого понимания психолого-педагогических аспектов работы с детьми с ограниченными возможностями, что, в свою очередь, помогает создать более инклюзивную и поддерживающую образовательную среду.
Таким образом, данное пособие является ценным ресурсом, который может значительно улучшить практику работы учителей-дефектологов, способствуя развитию их профессиональных компетенций и повышению эффективности образовательного процесса для детей с особыми потребностями.
Спасибо за внимание!