Новости проекта
С праздником вас, с 1 сентября!
Лето на финише, а мы — на старте нового учебного года!
С окончанием учебного года!
Выставление четвертных отметок
Согласование ГИАЦ
Аттестат соответствия системы защиты информации
Архив электронного дневника.
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by

Из опыта работы

Дата: 21 октября 2018 в 22:25, Обновлено 23 марта в 23:42

Из опыта работы

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Мы рады представить вам наши самодельные логопедические пособия, разработанные в рамках нашей работы. Эти материалы созданы с любовью и вниманием к потребностям детей, нуждающихся в логопедической помощи.

Наши пособия включают в себя разнообразные игры и упражнения, которые помогут развивать речевые навыки, улучшать артикуляцию и обогащать словарный запас. Мы использовали доступные и безопасные материалы, чтобы сделать занятия не только полезными, но и увлекательными.

Каждое пособие прошло тестирование и получило положительные отзывы от детей и их родителей. Мы уверены, что они станут отличным дополнением к вашей работе и помогут сделать занятия более эффективными и интересными.

1. "Моя Беларусь"

Авторское дидактическое пособие «Моя Беларусь».
Образовательная область: учебный предмет «Человек и мир».
Возрастная категория: дети школьного возраста с ОПФР.
Актуальность и результативность: обучающее пособие в оригинальной форме познакомит учащихся с очертаниями территории Беларуси и её областей, с названиями областных центров и столицы Республики Беларусь, с названиями деревьев, птиц, рыб и животных, с достопримечательностями и названиями крупных рек Беларуси.
Цель изготовления пособия: способствовать развитию интереса учащихся к приобретению знаний о своей Родине.

Задачи:

  1. Формировать активный словарь учащихся в области учебного предмета «Человек и мир»;
  2. Формировать умение понимать значение обобщающих слов (Родина, страна, областной город, рыбы, птицы, дикие животные, деревья);
  3. Углублять знания об особенностях природы Беларуси;
  4. Развивать эмоционально-позитивное отношение к процессу обучения;
  5. Развивать мыслительные операции: логическое мышление, целостность восприятия;
  6. Развивать мелкую моторику рук;
  7. Воспитывать любовь к Родине, чувство патриотизма.

Методика исользования пособия:

1. «Собери карту»

Цель: формировать представление о территории Республики Беларусь, её столице и областных центрах.

Правила: учащимся предлагается собрать карту Республики Беларусь и назвать областные центры, столицу Беларуси.

2. «Достопримечательности Беларуси»

Цель: формировать представления о достопримечательностях Республики Беларусь.

Правила: из предложенных картинок предлагается выбрать картинки с изображением достопримечательностей той или иной области Беларуси. Объяснить выбор.

3. «Реки Беларуси»

Цель: формировать представление о крупных реках Беларуси.

Правила: обучающимся предлагается подобрать названия рек, расположенных на территории Беларуси и обозначить их на пособии.

4.  «Рыбы» 

Цель: формировать у учащихся конкретные представления о рыбах, обитающих в реках Беларуси, как об особой группе животных. 

Правила: учащимся предлагается выбрать рыб, обитающих в реках Беларуси.

 5. «Птицы и животные Беларуси»

Цель: формировать представление о птицах и животных, закрепить знания о перелётных и зимующих птицах, животных обитающих на территории Беларусь.

Правила: из предложенных картинок предлагается выбрать птиц и животных, обитающих на территории Беларуси, назвать и рассказать о них.

6. «Деревья нашего края»

Цель: формировать представления о деревьях нашего края.

Правила: предлагается выбрать картинки деревьев, растущих на территории Беларуси и закрепить их на пособии. Назвать и описать деревья, рассказать о них. Назвать хвойные и лиственные породы деревьев. 

Таким образом, знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, используя пособие «Моя Беларусь»  учащиеся приобщаются к богатству национальной культуры. 

Успешность развития учащихся при знакомстве с родным краем станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром  эмоционально-практическим путём, то есть через игру, предметную деятельность. 

2. "Логоковрик"

Цель использования данного пособия заключается в комплексном развитии познавательной и физической активности детей младшего школьного возраста. Важно создать условия, способствующие гармоничному развитию ребенка, что включает в себя как умственные, так и физические аспекты.

Задачи, которые мы ставим перед собой, можно разделить на несколько ключевых направлений:

  1. Развитие восприятия:

    • "Логоковрик" помогает  развивать зрительное, слуховое, цветовое и пространственное восприятие детей. Это поможет им лучше ориентироваться в окружающем мире, различать цвета, формы и звуки, что является основой для дальнейшего обучения и познания.
  2. Стимулирование познавательных способностей:

    • Важной задачей является развитие интереса и любознательности у детей. Мы будем поощрять их воображение и творческую активность через пособие, которые помогут им открывать новое и исследовать мир вокруг.
  3. Развитие моторики и тактильной чувствительности:

    • В пособии представлены различные материалы, такие как пуговицы и синельная проволока, для развития тактильной чувствительности. Это поможет детям развивать мелкую моторику, что является основой для формирования «ручного интеллекта» и навыков, необходимых в повседневной жизни.
  4. Воспитание усидчивости и самостоятельности:

    • Важно также воспитывать у детей усидчивость и самостоятельность. Мы будем создавать ситуации, в которых дети смогут самостоятельно принимать решения, работать над задачами и доводить начатое до конца, что способствует формированию ответственности и уверенности в своих силах.

При помощи лэпбука формируем у детей понятия один, много, ни одного, развиваем умение ориентироваться в пространстве: слева, справа, вверху, внизу.

Таким образом, комплексный подход к развитию познавательной и физической активности детей младшего школьного возраста позволит создать прочную основу для их дальнейшего обучения и личностного роста.

3. "Пособие по развитию речи"

Цель пособия заключается в развивитии связной речи, словесно-логического мышления, зрительного внимания, наблюдательности и мышления.

Задачи:

  1. Развитие связной речи: Учащиеся должны научиться формулировать свои мысли и идеи, используя правильные грамматические конструкции. Это можно достичь через обсуждение результатов выполнения заданий и совместное составление предложений.

  2. Словесно-логическое мышление: Упражнения на образование множественного числа помогут детям понять, как слова изменяются в зависимости от количества, что способствует развитию логического мышления.

  3. Зрительное внимание и наблюдательность: Использование карточек и картинок поможет детям развивать внимание к деталям и улучшить навыки наблюдения. Они должны будут внимательно рассматривать изображения и находить соответствия между единственным и множественным числом.

  4. Мышление: Задания на сопоставление и преобразование слов помогут развивать аналитические способности, так как дети будут вынуждены думать о правилах образования множественного числа.

Методика исользования пособия:

  • Образование множественного числа: Использование карточек-заданий из пособия, где представлены слова в единственном числе, и учащиеся должны преобразовать их в множественное число. Например, карточка с изображением "яблоко" — "яблоки".

  • Дидактическая игра «Один — много»: В этой игре дети будут работать по образцу. Например, учитель говорит: "Наступил осенний день" — и дети должны ответить: "Наступили осенние дни". Это упражнение поможет закрепить правила образования множественного числа и развить навыки устной речи.

  • Самоконтроль: После выполнения заданий учащиеся могут проверять свои ответы, используя карточки с правильными ответами. Это поможет им развивать умение осуществлять самоконтроль и анализировать свои ошибки.

Оборудование:

  • Картинки со словарными словами;
  • Карточки-задания;
  • Карточки со словосочетаниями;
  • Словами-признаками;
  • Памятки.

Данное пособие направлена на комплексное развитие речевых и мыслительных навыков у детей. Использование игровых методов и наглядных материалов делает процесс обучения более увлекательным и эффективным.

4. ЛЭПБУК "Весна" и "Зима"

Цель пособия заключется в закрепить знания учащихся с ОПФР о зиме и весне. 


Задачи:

  1. Повышать познавательный интерес детей;
  2. Способствовать развитию памяти, речи, мышления через упражнения;
  3. Расширить и закрепить знания детей о диких животных и птицах в зимний период;
  4. Расширять знания и систематизировать знания учащихся об изменениях в
    природе с приходом весны;
  5. Воспитывать эмоционально-положительное отношение к красоте окружающей природы.

Содержание лэпбука :

  • Карточки на тему: «Зимующие птицы». Соотнести загадки с картинками озиме.
  • Карточки (на липучке) признаки зимы.
  • Карточки с описанием на тему: «Весенние цветы».
  • Соотнести загадки с картинками о весне.

Методика исользования пособия:

  • Игра на внимание: «Зимние забавы». Алгоритм одевания зимой и т.д.
  • Игровое упражнение «Зимующие птицы»Цели: закрепить знания детей о зимующих птицах и их названия, активизировать речь учащихся. Учащиеся отбирают картинки с зимующими птицами. Затем педагог называет птицу, а один из учащихся описывает птицу, не видя её изображение.
  • Дидактическая игра «Признаки зимы». Цели: учить детей называть признаки зимы; развивать мышление, память, внимание. Учитель говорит первое слово, а учащиеся подбирают подходящее по смыслу слова и показываю карточку с соответствующей картинкой из лэпбука. Ударили...(морозы). Хрустит...(снег). Бушует...(вьюга). Замерзли...(реки) и т.д.
  • Развивающие задания: «Весенние явления природы».
  • Игра на внимание: «Найди 7 отличий».
  • Календарь погоды весной (метеостанция) и т.д.

Содержание лэпбука может меняться, может дополняться новой информацией по мере усвоения детьми предложенного материала.

 

5. Лэпбук «Удивительная математика»

Цель: формирование у учащихся представлений о форме, величине, счёта,времени, развитие элементарных математических представлений через реализацию системы работы с помощью лэпбука.
 

Задачи:

  1. Закреплять знание состава числа; о геометрических фигурах;
  2. Развивать познавательный интерес, творчество, коммуникативные навыки ребёнка;
  3. Учить ориентироваться по времени.

Содержание:  Дидактический материал лэпбука разложен по кармашкам, конвертам, складным листам и содержит дидактические игры, загадки, геометрическое лото, игры-задания на развитие логического мышления, математические раскраски, математические пазлы, карточки плоских и объёмных
геометрических фигур, часовой циферблат, загадки, пословицы и поговорки про цифры, игра «Колумбово яйцо», игра «Собери фигуры». 

6. Посбие "Мир домашних животных"

Цель  использования игры "Мир домашних животных" заключается в развитии у детей навыков восприятия, анализа и синтеза информации через взаимодействие с разрезными картинками животных, развитие мелкой моторики и логического мышления. 

Основные приемы использования игры могут включать:

  1. Развитие моторики: Дети учатся манипулировать элементами игры, что способствует развитию мелкой моторики рук.

  2. Упражнения на внимание и память: Игра требует от детей сосредоточенности и запоминания, как выглядят целые картинки, что развивает их внимание и память.

  3. Обучение распознаванию животных: Дети знакомятся с различными домашними животными, их внешним видом и особенностями, что способствует расширению их кругозора.

  4. Стимулирование творческого мышления: Дети могут экспериментировать с комбинациями частей картинок, создавая новые образы и развивая воображение.

  5. Социальные навыки: Игра может быть использована в группах, что способствует развитию навыков общения и сотрудничества между детьми.

  6. Обсуждение и описание: В процессе игры можно задавать вопросы о животных, их привычках и среде обитания, что развивает речевые навыки и умение выражать свои мысли.

Таким образом, игра "Мир домашних животных" является многофункциональным инструментом для обучения и развития детей, сочетая в себе элементы игры и образовательные задачи.

Авторское пособие для учителей-дефектологов представляет собой важный инструмент, способствующий повышению качества образования детей с особыми потребностями. В нем собраны современные методики, практические рекомендации и примеры успешного опыта, что позволяет педагогам эффективно адаптировать учебный процесс под индивидуальные особенности каждого ученика.

Пособие не только обогащает профессиональные знания учителей, но и вдохновляет их на внедрение инновационных подходов в работу. Оно способствует формированию более глубокого понимания психолого-педагогических аспектов работы с детьми с ограниченными возможностями, что, в свою очередь, помогает создать более инклюзивную и поддерживающую образовательную среду.

Таким образом, данное пособие является ценным ресурсом, который может значительно улучшить практику работы учителей-дефектологов, способствуя развитию их профессиональных компетенций и повышению эффективности образовательного процесса для детей с особыми потребностями.

Спасибо за внимание! 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.