Методическая разработка мастер-класса
«Кто я?» (на основе метафорических ассоциативных карт)
Цель: гармонизация сфер жизни, повышение самооценки, уверенности в себе, раскрытие новых возможностей.
Применимо для индивидуальной и групповой работы.
Участники группового занятия располагаются определенным образом в пространстве кабинета: чаще используется форма круга, когда учащиеся располагаются на стульях вокруг парт. Если имеется такая возможность, то лучше использовать мягкие кресла. Данное занятие предполагает создание безопасной и комфортной атмосферы, где каждый учащийся может свободно говорить о своих переживаниях и проблемах, почувствовать себя нужным и получить поддержку. Для успешного проведения данного мероприятия необходима именно такая атмосфера.
Алгоритм:
- Приветствие. Психолог приветствует учащихся или учащегося. Задавая следующий вопрос: «С каким настроением ты пришел сюда? Почему? От чего зависит твое данное состояние?». Данный этап важный, поскольку помогает психологу определить, в каком эмоциональном состоянии находится ученик, для постройки дальнейшей работы.
- Часть карт из колоды раскладывается в открытую, предлагается выбрать ту карту, которая ассоциируется с учащимся в данный момент.
- Из остальной части карт – закрытой, нужно вытянуть 5 карт (вслепую), которые будут отвечать за такие сферы жизни: семья, школа, личная жизнь, отдых, здоровье.
- Разбираем вместе с подростком каждую его сферу жизни, начиная с первой карты следующим образом: предлагается подростку перевернуть первую карту и так с последующими. Задавая вопросы:
- Устраивает ли тебя данная сфера жизни?
- Комфортно ли тебе на данный момент в той или иной жизненной сфере?
- Та сфера жизни, в которой прослеживаются проблемы, предлагается из колоды вытянуть соответствующую карту, отвечая на вопрос: «Что мне необходимо делать для того, чтоб улучшить данную сферу жизни?».
Далее идет размышление над процессом и обсуждение. Если применяется в форме групповой работы, не все дети готовы открываться перед остальными учащимися, тогда можно попросить ответить на вопросы письменно. Желающие обсудить свою ситуацию высказываются. Данное мероприятие совмещается с индивидуальными консультациями.