«Развиваем письменную речь»
Речевое недоразвитие ребенка младшего школьного возраста со временем самостоятельно обычно не исчезает, а закрепляется или усугубляется. Поэтому без специального вмешательства часто бывает не обойтись. Отмечу важность систематических занятий, порой занимающих продолжительный период, поскольку речевые нарушения требуют постоянного внимания. В связи с этим ниже представлены виды заданий по развитию письменной речи.
Виды работы над письменной речью
Развитие фонематического анализа и синтеза
- Определить пропущенный звук в слове.
- Вставить пропущенные буквы в слова.
- Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте.
- Составить слова из заданных букв.
- Добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу.
- Выбрать из предложений слова с определенным количеством звуков.
Развитие слогового анализа и синтеза
- Назвать слитно слово, произнесенное по слогам.
- Составить слово из слогов, данных в разной последовательности.
- Назвать слитно предложение, произнесенное по слогам.
- Разложить картинки в два ряда в зависимости от количества слогов в их названии.
- Выделение из предложения слова, состоящего из определенного количества слогов.
Развитие языкового анализа и синтеза
Работа с предложениями
- Назвать количество слов в предложении.
- Придумать предложение по сюжетной картинке и определить в нем количество слов.
- Распространить предложение, увеличив количество слов.
- Составить графическую схему предложения с последующим его составлением.
- Определить место слов в предложении (какое по счету указанное слово).
- Выделить предложение из текста с определенным количеством слов.
Работа с текстом
- Составить текст по плану.
- Составить рассказ по заданному началу.
- Составить текст по опорным словам.
- Составить текст по заданному окончанию.
- Передать содержание какого-либо стихотворения своими словами.
Работа над пониманием прочитанного
- Прочитать слово и показать соответствующую картинку, выполнить действие, ответить на вопрос.
- Прочитать предложение и показать соответствующую картинку.
- Прочитать предложение и ответить на вопросы по его содержанию.
- Выбрать из текста предложение, соответствующее содержанию картинки.
- Найти в тексте ответ на заданный вопрос.
- Прочитать текст и ответить на вопросы по его содержанию.