Новости проекта
Семь советов, как перейти на дистанционное обучение

«Как отвечать на вопросы ребёнка про особых детей»

Дата: 21 октября 2018 в 22:27, Обновлено 23 ноября 2018 в 12:38

«Как отвечать на вопросы ребёнка про особых детей»

В Беларуси 29 931  детей с ограниченными возможностями здоровья. Несмотря на то, что общество "сменило гнев на милость", эти дети очень одиноки. Большинство из них живет в изоляции. Перемещаясь между специализированными институтами (школы, больницы, реабилитационные центры), они лишь иногда попадают на детские площадки или в другие места из так называемой нормотипичной жизни. Казалось бы, эти редкие моменты детского общения должны приносить ребёнку радость, но на практике получается иначе.

Дети с нормой развития к подобным встречам обычно не готовы. Многие впервые видят ребёнка с инвалидностью и обрушиваются на него или на родителей валом вопросов и комментариев: "Почему он такой? Я заражусь? Я не хочу с ней играть, она некрасивая. Ты мычишь, ты дурак?" И т.д. Детскую непосредственность невозможно контролировать, а чувство такта можно воспитывать лишь поступательно. Если вы когда-нибудь оказывались в такой ситуации, вы знаете, насколько она щепетильна и не комфортна.

Родители ребёнка с нормой смущаются и, пытаясь сгладить момент, уводят своего малыша в другую сторону или стараются сменить тему. Ребенок, не получив четкого ответа, так и остаётся в неведении. Неоднозначное поведение родителей смущает еще больше: “Наверное, я что-то сделал не так и про это не надо говорить”. В редким случаях родители готовы поговорить, но в присутствии второй семьи теряются, опасаясь сказать что-то неправильно и обидеть.

Эта сцена разыгрывается на глазах ребенка с инвалидностью и его семьи. В половине случаев у этих детей нет ментальных нарушений, а значит, они всё понимают и переживают очередную травму. В то же время родители проживают весь спектр негативных ощущений: жалость, обида, злость, бессилие. “Я готова сама отвечать на эти вопросы”, - говорила одна из мам,  “но дети адресуют их своим родителями. А те в свою очередь просто не знают, что сказать”.

Вот  цитаты того, что родители и их дети слышат на площадке:

  • Не видишь, он псих. Отойди от него.
  • Сейчас ему мама сумку несет, а потом жена носить будет.
  • Она ничего не понимает, не разговаривай с ней.
  • Отойди, он заразный.

Людям не хватает знаний, чтобы делать верные выводы и передавать их своим детям. Люди не находят слов, которые были бы тактичными и отражали бы реальную ситуацию. Формирование культуры общения - это длительный процесс, который охватит не одну ситуацию и десятки вопросов.

Но если вдруг завтра на площадке ваш малыш покажет пальцем на ребенка с особенностями и во весь голос удивленно спросит: "Мааааам, а что это с ним? Он больной?", – сохраните в памяти несколько домашних заготовок. Они тактичны, обтекаемы, а главное, предельно честные и добрые.

Самое важное - снять страх и объяснить, что это ребенок - не с другой планеты. Он такой же, как и ты.

  • Хорошо, что ты спросил об этом.
  • Он не больной и совершенно точно не заразный.
  • То, что он непонятно говорит (медленно ходит, у него высунут язык, у него трясутся ручки и т.д.) - это его особенность. У каждого человека есть свои особенности. Например, я очень громко смеюсь, когда мне весело, дядя Ваня сильно кашляет, а у Марины волосы кудрявые.
  • У него, как и у тебя, есть любящая его мама и семья. И чтобы научиться ходить, они каждый день вместе делают гимнастику.

Для того, чтобы ребенок научился налаживать контакт, можно дать несколько советов:

  • Если ты захочешь, ты сможешь помочь ему узнать окружающий мир. С твоей помощью ему станет легче и интереснее познавать новое.
  • Он не умеет говорить, но очень любит слушать сказки и истории.
  • Он не умеет пока ходить, но он любит гулять, кататься на коляске в парке и слушать, как поют птицы.

Если ваш ребенок не хочет вступать в диалог, не нужно на этом настаивать. Дружить "через силу" всегда неприятно. Вы уже сделали важное, - отреагировали спокойно, дружелюбно и открыто. Сняли опасения ребенка, дали понять, что особенность - это не что-то за гранью привычного. Особенность - это просто отличие, которое не должно становится между людьми. Давайте научим наших детей быть добрыми!

Есть  версии о том, что дети не видят различий между обычными и особыми детьми. Да, они не видят их до определенного возраста. Но с 4-5 лет они не могут не заметить, что мальчик не говорит, девочка не ходит или ходит “как-то не так”.

Если ребенок не задает вам вопросов, значит, связь между вами уже нарушена, и её надо срочно восстанавливать, возвращать доверие.

Родитель - это тот человек, к которому ребенок идёт со всеми своими бедами и радостями, вопросами и предположениями. И мы просто обязаны быть его проводником в жизнь, адаптировать его к реальности и воспитывать культуру общения.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.