Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 6 человек

АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

Дата: 8 ноября 2015 в 19:39

АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВАгрессивное поведение дошкольников

Объясню, почему я затронула именно эту тему и как это связано с работой логопеда. В своей практике мне неоднократно приходилось сталкиваться сагрессивным поведением детей.

Вообще-то данной проблемой, как правило, занимается психолог детского сада. Однако, в настоящее время, не каждое дошкольное учреждение может похвастаться таким специалистом. Поэтому, я считаю, что для логопеда будет полезна представленная в статье информация о некоторых особенностях агрессивного поведения дошкольников.

Термин «агрессия» употребляется сегодня в широком контексте и поэтому нуждается в серьезном «очищении» от целого ряда наслоений, различных смыслов и значений.

Агрессия – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности).

Агрессивные действия у ребенка можно наблюдать уже с самого раннего детства. В первые годы жизни агрессия проявляется исключительно в импульсивных признаках упрямства, часто не поддающихся управлению взрослых. Сильное огорчение может ввергнуть ребенка в безумный страх или безумную ярость. Захлестнутый яростью, ребенок ничего не видит и не слышит, он не контролирует себя. Он может бросаться на пол, кричать. Крики могут не прекращаться до появления тошноты.

Такие реакции ребенка неприятны и не поощряются, но и не считаются ненормальными. Причиной такого поведения является блокирование желаний или незамеченной программы действий в результате применения воспитательных воздействий. Такое поведение и агрессивным можно считать условно, так как у ребенка нет намерения причинить ущерб окружающим.

В более позднем дошкольном возрасте на первый план активнее выдвигаются ссоры и конфликты с ровесниками, связанные с обладанием вещей, чаще всего игрушками. В этот же период развития более чем в 5 раз возрастает число случаев использования детьми физического насилия. Вспышки ярости становятся более целенаправленными, и в поведении ребенка прослеживается реакция поведения. Конфликты между «обладать» и «отдавать» могут вести либо к враждебным, либо к доброжелательным ожиданиям и установкам. Удержание может становится как деструктивным и грубым захватом или задержанием, так и может превращаться в стремление давать волю своим разрушительным страстям или же становиться пассивной готовностью оставлять «все как есть».

Психологи говорят о том, что дети 1,5 – 2-летнего возраста добровольно не отдают своих игрушек или делают это, только уступая авторитету родителей, но всегда с явной неохотой. Ребенок включает собственные вещи, в том числе и игрушки, во внутренние  границы «Я» и рассматривает их как часть самого себя. Слияние всех частей «Я» приводит к невозможности установления контакта с окружающими в этой сфере отношений.

В дальнейшем ребенок учится контролировать свои агрессивные импульсы и выражать их в приемлемых рамках. Проявление агрессивности в этом возрасте зависят от реакции и отношения родителей к формам поведения.

Кроме того, в этом возрасте усиливается «исследовательский инстинкт» и расширяются социальные контакты ребенка. В то же время он сталкивается с целой системой новых запретов, ограничений и социальных обязанностей. Невозможность разрешения этого конфликта приводит к тому, что в нем просыпаются злость, отчаяние, агрессивные тенденции.

Если раньше родители реагировали лаской, отвлечением внимания, то теперь все чаще прибегают к угрозам. Ребенок начинает задумываться над тем, как себя вести, чтобы контрагрессия родителей была минимальной. В дальнейшем проявление агрессии во многом связаны с процессами полоролевой идентификации ребенка или особенностями ситуации в семье, использованием техники «Doll play» (когда ребенок играет в куклы, отличается большей агрессией к куклам, чем игра девочек).

Результаты изучения влияния социализации на соотношение вербальной и физической агрессии детей различного возраста показывают, что у дошкольников и младших школьников оно таково: у мальчиков преобладает физическая агрессия, а у девочек – вербальная. Позднее у мальчиков младшего подросткового возраста вербальная агрессия становится доминирующей. Впоследствии при переходе от младшего школьного к юношескому возрасту соотношение таких поведенческих реакций, как физическая, вербальная, косвенная агрессия и негативизм, существенно меняется. Возможно, это связано с тем, что агрессия мальчиков направлена «наружу», а девочек – «вовнутрь».

Традиционные представления о мужской и женской агрессивности сказываются  и на поведении: и мальчики, и девочки в той или иной степени учатся подавлять собственные агрессивные побуждения. Если в процессе развития ребенок не научится контролировать свои агрессивные импульсы, то в дальнейшем это грозит преимущественной ориентацией на сверстников.

Спонтанное выражение гнева и совершение насилия в отношении окружающих детей восьми лет приводит к использованию агрессивных качеств, направленных против физических лиц, скитанию по улицам, влечению в компании, поиску удовольствий в курении, принятии алкоголя и общению с противоположным полом – в 14 лет, к деструктивным поступкам, конфликтам с родителям, потребностям во встречах с друзьями, выпивке, курении и половых связях – в 20 лет.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.