ИГРЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ ДЕТЕЙ
Программа начальных классов сложна и объемна. Ребенку, не умеющему читать, очень сложно ее освоить. Существует много способов научить ребенка читать.
Но очень важно учитывать следующее: во-первых, система обучения должна быть согласована со школьными программами и обязательно иметь познавательную основу; во-вторых, необходимо использование игровых приемов, не утомляющих и не напрягающих ребенка.
В конце каждого учебного года в детском саду проводится итоговое занятие по обучению чтению в подготовительной к школе группе, на котором присутствуют родители, педагоги начальных классов, специалисты ДОУ.
ЦЕЛИ
- Обобщать знания о звуках и буквах.
- Закреплять умение давать характеристику звуку, дифференцировать звуки в речи.
- Развивать мыслительные процессы.
- Продолжать отрабатывать навык чтения по слогам.
- Учить подбирать к местоимению существительное с соответствующей родовой принадлежностью. Способствовать проявлению интереса к занятиям.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Нарисованный поезд с буквами в окошках; карточки с печатными буквами, слогами, словами; предметные картинки; картинки сказочных героев; логорифмы; вырезанные домики с картинками; игрушки, сувениры, магнитные буквы для каждого ребенка.
Логопед. Ребята, вспомните правило красивой речи: «Сначала подумай, потом говори». Помните об этом правиле всегда! Мы с вами в течение года заселяли наш поезд пассажирами-буквами и приблизились к стране Знаний. Сегодня я предлагаю вам путешествие по городу в стране знаний. Принимаете мое предложение? Тогда я вам устрою проверку, а вы покажите свои знания и умения.
Задание 1: отгадайте загадку; найдите соответствующую букву и дайте характеристику звуку.
Логопед читает стихи-загадки С.Я. Маршака и др.
Эта буква широка
И похожа на жука. (Ж.)
Звук [ж] — согласный, звонкий, всегда твердый.
На эту букву посмотри —
Она совсем, как цифра 3. (З.)
Характеристика звука.
Палочка и палочка,
Между ними галочка. (М.)
Характеристика звука.
Похожа буква на топор,
Расколет непременно он. (Р.)
Характеристика звука.
Молодцы! Теперь мы находимся рядом с городом. Прочитайте, как он называется.
БУКВОГРАД
Вам предстоит выполнить много заданий, каждое оценивается словом, которое вы будете читать на карточке.
Задание 2: при входе в город висели бусы, но они рассыпались, попробуйте их собрать так, чтобы получились слова.
Ты на слоги посмотри,
В них три слова ты найди.
Дети собирают по слогам слова тетрадь, книга, школа и читают слово на карточке.
ХОРОШО!
Задание 3
Логопед. У вас получились слова книга, тетрадь. Попробуйте сравнить эти предметы. Чем они отличаются и чем похожи?
Дети выполняют задание и читают слово.
УМНИЦЫ!
Проведение физкультминутки «Скоро в школу»
Скоро в школу мы пойдем
Дети «ходят» пальцами по листу бумаги.
И портфель с собой возьмем.
Выполняют упражнение «Квадрат».
Книжки, ручку, карандаш
Мы в портфель положим наш.
Будем мы читать, писать…
Выполняют упражнения «Считаем пальчики», «Квадрат», «Ладошки», «Письмо в воздухе».
И учиться все на 5.
Показывают 5 пальцев.
Логопед. В этом городе повстречаете сказочных героев, которые были с вами весь год на наших занятиях. А вот и первая встреча: Волк и Карабас Барабас.
Задание 4. Звери спорят и не могут поделить игрушки. Волку нужны игрушки со звуком [л], а Карабасу — со звуком [р]. Как вы поступите в такой ситуации?
Дети выполняют задание и читают слово.
ЗДОРОВО!
Задание 5. Откуда ни возьмись влетела Баба Яга и выкрала буквы из слов. Что будете делать?
Дети вставляют в слова магнитные буквы и читают слово.
КЛАССНО!
Задание 6. А вот и Винни-Пух, он грустный: не может расселить картинки по домикам.
Дети читают слова в домиках, берут предметную картинку и ставят в нужный кармашек.
Картинки: цветы, солнце, стол, пальто, корзина.
«Упрямое» слово: пальто (дети объясняют, почему слово «упрямое», и читают).
СУПЕР!
Задание 7. А вот и последний сказочный герой. Он принес посылку, но прежде чем открыть ее, я хотела бы вам сказать, что страна Знаний очень интересная, по ней вы продолжите путешествие в школе и узнаете еще много-много нового. Желаю вам удачи!
Дети получают сувениры на память.