Как справиться с кризисом семи лет?
I. Нужно помнить о том, что кризисы — это явление временное, они проходят, их нужно пережить как любые детские болезни.
2. Причина острого протекания кризиса — несоответствие родительского отношения и требований желаниям и возможностям ребенка, поэтому надо подумать над тем, все ли запреты обоснованны и нельзя ли дать ребенку больше свободы и самостоятельности.
3. Измените свое отношение к ребенку, ведь он уже не маленький: внимательно отнеситесь к его мнению, суждениям, постарайтесь его понять.
4. Тон приказа и назидания в этом возрасте малоэффективен, постарайтесь не заставлять, а убеждать, рассуждать и анализировать вместе с ребенком возможные последствия его действий.
5. Если ваши отношения с ребенком приобрели характер непрекращающейся войны и бесконечных скандалов, вам нужно на какое-то время отдохнуть друг от друга.
Почти все родители уверены, что главная цель в воспитании ребенка — показать, что он делает что-то не так. Путем нравоучений, назиданий, а иногда и наказаний родители пытаются добиться послушания ребенка, правильных поступков.
Но всегда ли эти воспитательные воздействия хороши? Нравится ли нам, взрослым, когда нас поучают и ругают? Будьте внимательны к своим ощущениям, и вы поймете, что не испытываете положительных эмоций, а иногда вам хочется сделать наоборот либо отказаться от взаимодействия с этим человеком вообще. Практически такие же чувства испытывает ребенок, но он находится на этапе становления личности, формирования самооценки. Поэтому постоянная негативная оценка его поступков и его самого понимается им как неизбежность и неисправимость ситуации. А родители продолжают сталкиваться все с новыми и новыми проблемами в воспитании.
Наиболее эффективным способом воспитательного воздействия все же является положительная оценка ребенка как личности.
Каждый взрослый человек должен усвоить ряд правил, которые необходимо соблюдать в общении с ребенком.
1. Демонстрация доброжелательного, понимающего отношения («Я знаю, ты очень старался», «Я знаю, что ты хотел сделать приятное», «Ты умный мальчик»).
2. Указания на ошибки, допущенные при выполнении задания, или на нарушения норм поведения делаются «здесь и сейчас» через призму доброжелательности и учёт прежних заслуг ребенка («Но сегодня выполнить хорошо задание у тебя не получилось», «Но сейчас ты поступил неправильно, ты толкнул Иру»).
3. Своевременный анализ причин допущенных ошибок и плохого поведения («Послушай, что я просила сделать, а ты не доделал задание до конца», «Тебе показалось, что Ира толкнула тебя первая, но это она сделала не нарочно»).
4. Обсуждение вместе с ребенком способов исправления ошибок и допустимых в данной ситуации форм поведения.
5. Выражение уверенности в том, что у него все получится («Ты сможешь выполнить это задание», «Я уверена, что ты не будет больше толкать девочек»).
А также, уважаемые родители, никогда не упускайте случая сказать ребенку о том, что вы его любите.